|
Форсаж 4
Ну вот, казалось бы, все. Двигатель форсирован, коробка подобрана
подходящая, тормоза усилены. Можно выстреливать на улицу, распугивая собак
и заставляя сидящий на лавочках "плюшевый десант" набожно креститься...
Погодите, не торопитесь. Ваше чудо техники способно ездить хоть и быстро,
но пока только по прямой. Для придания машине соответствующей управляемости
придется заняться ходовой частью, в первую очередь - подвеской.
Боже упаси увлечься улучшением кинематики MacPherson или Multilink. Придется
свято чтить золотое правило механика, гласящее: "Не мешай машине
нормально работать". Улучшение характеристик подвески может идти
только в одном направлении: устранение компромиссов, на которые конструкторам
пришлось пойти ради обеспечения пассажирам должного комфорта. Когда стоит
выбор - комфорт или возможность лучше держать дорогу - удобствами придется
пожертвовать.
Первое, что придется сделать - заменить стандартные амортизаторы на более
жесткие спортивные. Они, как правило, газонаполненные, и более стабильно
работают при длительных нагрузках (газ, давя через поршень на жидкость,
предотвращает ее вспенивание, которое изменяло бы характеристики амортизатора).
Кроме того, у таких амортизаторов чаще всего можно регулировать сопротивление
сжатию и отбою. При регулировке важно не перестараться; в поисках наивыгоднейших
характеристик подвески иные умельцы умудряются настроить амортизаторы
так, что сопротивление сжатию становится больше сопротивления отбою! Процедура
настройки зависит от модели амортизатора - некоторые приходится для этого
каждый раз снимать с машины, а самые сложные (и, соответственно, дорогие)
можно регулировать кнопками с места водителя. Существуют и компромиссные
варианты типа Monroe Sensatrac, у которых характеристики в некоторых пределах
меняются автоматически в зависимости от режима передвижения.
Улучшению управляемости и особенно повышению устойчивости автомобиля
в поворотах способствуют более жесткие пружины подвески. Последнее слово
в этой области - двухсекционные узлы, состоящие из двух пружин: сверхжесткой
верхней и мягкой нижней. Это решение улучшает контакт колеса с дорогой:
разгруженное в повороте колесо не "зависает" над поверхностью,
а под воздействием нижней пружины прижимается к асфальту.
Для того, чтобы уменьшить крен машины, ведущий к "зависанию"
колес в повороте, устанавливают новые, более жесткие стабилизаторы поперечной
устойчивости.
При их установке значительно "ужесточается" работа всей подвески,
что не всем придется по нраву. Если вы готовы это стерпеть, можно пойти
еще дальше - заменить резинометаллические шарниры подвески на стальные
сферические. Это значительно повысит управляемость, вот только высокочастотные
вибрации вы будете ощущать всем телом...
Поработав над подвеской, не забудьте о колесах. Здесь опять придется
столкнуться с альтернативой: комфорт или управляемость. Спортивные низкопрофильные
шины отлично держат дорогу, но вот на колдобинах и выбоинах сердце кровью
обливается. Особенно если такие покрышки (серии 50, а то и ниже) установлены
на дорогущих 16-, 17- или 18-дюймовых кованых дисках. Литые подешевле,
но при попадании колеса в хорошую выбоину на большой скорости алюминиевый
диск может просто расколоться.
Не всегда благоприятно влияет на управляемость увеличение ширины шины.
На сухом асфальте широкая резина, естественно, получше. Но вот в дождь,
да еще на загородной трассе, украшенной глиняными "отметинами"
от протекторов колхозных тракторов... Кроме того, более широкое колесо
- это увеличенное плечо обкатки, а значит, повышенная нагрузка на подшипники
ступицы и изменение кинематики подвески со всеми вытекающими последствиями...
Впрочем, бывают случаи, когда на изменение геометрии подвески можно пойти.
Такие варианты предлагают тюнинговые конторы, непосредственно связанные
с заводом-изготовителем "основы" (например, немецкий AMG) и
использующие заводские наработки по "оспортивливанию" поведения
автомобиля на дороге. Правда, подобных предложений немного и стоят они
недешево. Еще дороже стоит "пересадка" всей подвески (обычно
задней) от более мощного и скоростного автомобиля. В этом случае уже не
обойтись без такой трудоемкой и дорогостоящей операции, как вваривание
в стандартный каркас кузова кронштейнов (а то и всего днища) от "донора".
Чаще всего силовую структуру кузова переделывать не обязательно, можно
ограничиться установкой распорки на кронштейны стоек передней подвески.
Такие узлы выпускаются многими тюнинговыми ателье, стоят недорого, а
эффект, получаемый с их помощью, достаточно велик. В случае же радикального
тюнинга, сопряженного с многократным увеличением мощности, скорее всего
придется заняться усилением несущей основы кузова. Чаще всего это косынки
и распорки, места установки которых подсказаны раллийным опытом эксплуатации
данной модели автомобиля. Можно пойти и дальше, установив трубчатые усилители
днища. Самым экстремальным решением является вварной каркас безопасности,
подобный гоночному, но его применение вряд ли можно рекомендовать для
машины повседневной эксплуатации.
Получившийся после всех таких переделок "волк в овечьей шкуре"
внешне от оригинала отличаться почти не будет, и это хорошо, если вы предпочитаете
не афишировать полноту своего кошелька. Но если вы не прочь придать своему
автомобилю еще и внешнюю индивидуальность - к вашим услугам множество
наборов, позволяющих изменить (радикально или не слишком) дизайн машины.
Причем зачастую такие узлы и детали могут прямо или косвенно влиять на
ее ходовые качества.
Хороший пример - т. н. аэродинамическая обвеска: спойлеры, юбки, антикрылья,
дефлекторы и т. д. Эти пластиковые детали, помимо придания машине более
спортивного облика, увеличивают прижимающую силу, действующую на колеса
(точнее, компенсируют подъемную силу, создаваемую кузовом). Некоторые
из них - передний и задний спойлеры, накладки, сглаживающие переходы кузовных
деталей - способствуют снижению аэродинамического сопротивления. Но только
в том случае, когда обвеска была тщательно и профессионально проработана
в аэродинамической трубе. Особенно это справедливо для задних спойлеров,
изменение расположения которых на какие-то пару сантиметров может дать
результат, противоположный желаемому...
Еще один способ снижения лобового сопротивления кузова, причем абсолютно
беспроигрышный, - это так называемый чопперинг (от английского chop -
рубить), - понижение уровня крыши с помощью укорачивания стоек. Операция
эта, несмотря на внешнюю простоту, крайне трудоемкая - практически речь
идет о новом верхе, скроенном с использованием кусков старого. При этом
не забудьте о проблеме "обрезания" стекол. А главное, такая
"перестройка" верха кузова приводит к уменьшению жизненного
пространства в салоне и снижению прочности несущей структуры - любой сварной
шов уменьшает прочность узла по сравнению с цельной деталью.
Заботясь о ходовых качествах машины, не стоит забывать о себе, ведь в
комфорте вы уже и так сильно потеряли. Скрасить пребывание в автомобиле,
лучше почувствовать его, реализовать его новые возможности помогут фирмы,
выпускающие аксессуары для оснащения салона - спортивные сиденья, рулевые
колеса, набалдашники на рычаг КПП... Выбор зависит от ваших финансовых
возможностей и представлений об эргономике водительского места.
Несколько слов о безопасности. Аварии происходят не только с соседями,
да и допустить ошибку, управляя по-настоящему тюнингованным автомобилем,
намного проще, чем сидя за рулем заурядной машины, до опасных скоростей
практически не разгоняющейся. Лучше, если ремни безопасности будут спортивными
четырехточечными. Не помешает система аварийного пожаротушения в любом
виде: от полноценной, омологированной FIA для гоночных автомобилей до
простого подкапотного огнетушителя, автоматически срабатывающего при повышении
температуры. На повышение безопасности "работают" и более мощные,
правильно отрегулированные фары головного света, прожекторы и противотуманки.
Не вредно дополнительно выделить машину в потоке. Например, за счет раскраски...
Впрочем, повторимся, многое здесь - дело вкуса и финансовых возможностей.
Какие методы и решения использовать при "накручивании" машины
- решать вам. Но не забывайте, что многие переделки - рулевого управления,
тормозной системы и т. п., - действующими правилами запрещены. И подвижек,
которые, как нам обещали, вот-вот произойдут ("Мотор" ° 7 (15),
пока что-то не предвидится...
|
|